На сцену вышел генеральный директор Первого канала Константин Эрнст и… закружился в лихих балетных па. Потом поднялся председатель ВГТРК Олег Добродеев, солидный такой, в очочках, похожий на Пьера Безухова. Но Эрнст даже не дал ему опомниться. Подхватил, вознес в небеса . Пара стала кружиться по сцене. Очень сладкая пара. Дальше больше: вот уже появился новейший начальник НТВ Алексей Земский, и уже все три федеральных телечиновника начали перетягивать на себя нежную балерину. Наверное, ее фамилия была Рейтинг. А кто эта девушка, закружившаяся в огненном танце с футбольным мячом? Ну, Тина Канделаки, вестимо, олицетворяющая собой весь канал «Матч!». Или солидный седой дедушка, но так ловко подпрыгивающий на ходу. А-а, Анатолий Григорьевич Лысенко собственной персоной. (Общественное телевидение России!)
Тина Канделаки. Фото: АГН «Москва» / Кирилл Зыков.
Что это было? Всего лишь открытие новейшей церемонии ТЭФИ-2016, не более того. На самом деле это было лихо, талантливо. Может, даже такое хулиганское открытие стало единственным талантливым местом во всей церемонии. А реальные начальники (кто пришел) сидели в зале и от души хохотали, глядя на своих двойников. Вот такая у нас теперь мода на самоиронию.
Вел все это безобразие Михаил Швыдкой, ставший на этот раз председателем Совета учредителей. Учредителей, как известно, теперь семь: Первый канал, ВГТРК, СТС-Медиа, Газпром-Медиа, ТВЦ, Национальная медиагруппа и Национальная ассоциация телевещателей (НАТ). Эти семь солидных компаний выделяют от себя по 20 не менее солидных господ, и те образуют большое жюри, всего 140 человек. Вот эти 140 и определяют — быть или не быть.
Начал Михаил Швыдкой в стиле незабвенного Огурцова из «Карнавальной ночи»: «В этом балетном спектакле все совпадения случайны, но я за это никакой ответственности не несу». А потом он стал котом Леопольдом, как всегда: «Давайте покажем, что телевизионные люди любят друг друга. Аплодируйте!» И начался сеанс черной магии с последующим разоблачением.
Швыдкой изображал нечто среднее между кавказским тамадой и партийным руководителем советского периода. С уважаемыми вручантами очень быстро переходил на «ты» (ну а как же, все же свои люди). Не давал им слова молвить, перебивал, торопил, обнимал, ласкал. В общем, зажигал! Многие неофиты, впервые получившие «Орфея», очень хотели сделать с Михаилом Ефимовичем селфи. Происходило это вот как: группа в «полосатых купальниках» брала Швыдкого в оборот, поворачивалась спиною к залу и дружно фоткалась. «Это называется в человеке все должно быть прекрасно, и даже задница», — затем комментировал тамада.
Интрига вечера заключалась в том, получит ли свою национальную премию документальный фильм «Миропорядок» («Россия 1»), построенный на интервью Владимира Соловьева с Владимиром Путиным. Грешным делом казалось даже, что номинацию «Интервьюер» возобновили только лишь для того, чтобы отметить г-на Соловьева (а на самом деле любимого президента!). Но случилось чудо, обыкновенное чудо. Владимир Владимирович получил-таки свой приз, но не Путин, а Познер. Шутка жюри прошла, хотя оказалась довольно бородата.
Как они бодры, веселы, смелы! Не прогнулись ни под Путиным, ни даже под самим Соловьевым! Это была настоящая фига в кармане. Впрочем, нет, не так. Они уже давно все прогнулись. По-другому на нынешнем нашем ТВ просто нельзя.
На ТЭФИ очень много информационных жанров. Лучшей информационной программой стали «Вести в 23.00» («Россия 24»). Вышел ведущий Евгений Попов и начал размышлять вслух: какая журналистика лучше — журналистика факта или журналистика мнений. Победило «мнение». Вот, правда, чье? Одного человека, и мы его знаем. А факты, какие тут факты? Их можно подбрасывать, как мячики, жонглировать, скрывать. Но все равно это почему-то будет называться «информацией».
Две статуэтки Вадима Такменева (НТВ) — за «Центральное телевидение» и как ведущему информационно-аналитической итоговой программы — так растрогали лауреата, так смутили его, что он в сердцах готов был отдать своего «Орфея» конкурентке Ираде Зейналовой с Первого канала: «Ирада, мы так тебя любим, мы тебя всегда смотрим, хочу поделиться с тобой…» Проигравшую девушку вызвали-таки на сцену, но пилить бронзового «Орфея» почему-то не стали. «А вы букет отдайте», — посоветовал находчивый Швыдкой. Ирада взяла букет, спустилась в зал и в сердцах бросила его в почтеннейшую публику.
Это была церемония для своих. Она давно уже потеряла флер важного медиасобытия, перестала быть знаковой информацией, новостью номер один. Достаточно сказать, что на этот раз ТЭФИ игнорировали: Константин Эрнст, Иван Ургант, Андрей Малахов, Дмитрий Нагиев, Владимир Соловьев, конечно. А вместо Познера статуэтку пришла получать симпатичная женщина. «Я — Надя Соловьева, жена Владимира Владимировича», — представилась она.
Они награждают себя, хотят победить, так светятся от счастья, когда их отмечают. Но «они» — это кто? Многие победители по старой памяти благодарили академиков. «Не академики, а члены… жюри», — то и дело мягко поправлял Михаил Швыдкой. Члены… жюри, вот так.
Лучших актрис телевизионного фильма-сериала награждал Дмитрий Киселев. «Я не буду спрашивать, кого вы хотели видеть, — обратился к нему Швыдкой. — Потому что вы никогда не скажете правды». Как это он тонко подметил, однако, по Фрейду. А ведь совсем не хотел обидеть такого уважаемого ведущего.
И тем не менее я очень рад за тех, кто честно весь сезон делал свое дело и оказался в чемпионах. Рад за Юлию Высоцкую, программу «Игра в бисер», проект «Большой балет» («Культура»), Ивана Урганта (хотя болел я за Жванецкого). Персонально поздравляю Александра Цекало, ставшего вдруг из объекта насмешек лучшим телевизионным продюсером, Юрия Аксюту («Голос. Дети»), Тину Канделаки за «Матч!». Главные актерские призы по праву взяли замечательные Константин Хабенский («Метод») и Елена Лядова («Измены»). Важнейший спецприз получил «Пятый канал» за благотворительную акцию «День добрых дел».
В самом начале Михаил Швыдкой предупредил победителей, чтобы лишний раз не упоминали бабушек и дедушек (ну да, цигель-цигель ай лю-лю). Однако Фекла Толстая, «озолоченная» «Событием телесезона» за беспрецедентное начинание «Война и мир. Читаем роман», все-таки не послушалась и поблагодарила своего прапрадедушку Льва Николаевича. Ну а кого же еще благодарить? Больше некого.